От Korean Air требуют продавать бизнес по частям

Hanjin Group, материнская компания Korean Air Lines Co., Ltd. (KE), рассматривает возможность продажи трёх крупных подразделений дочернего перевозчика: бортовое питание, систему лояльности и сервисное обслуживание/ремонт самолётов. По информации Korean Investors от 27 апреля, совокупная выручка от сделок может составить 3 триллиона вон (181 млрд рублей).

Чеболь Hanjin испытывает трудности по финансированию своего авиационного актива в период кризиса индустрии, вызванного коронавирусными карантинами по всему миру: для пополнения ликвидности Korean Air у самого конгломерата денег нет.

Деньги с условиями

24 апреля государственный Korea Development Bank (KDB) объявил о планах по вливанию в национального перевозчика 1,2 трлн вон (72,3 млрд рублей):

  • 700 млн вон в виде покупки ценных бумаг, обеспеченных дебиторской задолженностью (будущим доходам) от грузовых рейсов,
  • 300 млн вон на покупку бессрочных облигаций, которые могут быть конвертированы в акции авиакомпании,
  • 200 млн вон — кредит.

Но они — как и следовало ожидать — сопровождаются требованиями по адаптации бизнеса к новым условиям.

KDB считает, что Korean Air в течение года столкнётся с дефицитом наличности в размере 3,8 трлн вон и настоятельно рекомендует продать всё, что продаётся. Однако ранее сделанное предложение о продаже 37 гектаров незастроенной земли в центре Сеула было отклонено; с тех пор, как в прошлом году она была выставлена на продажу, покупателей не находится.

Три подразделения оцениваются в 5… 6 трлн вон (включая обязательства), и нет точных сведений, избавится ли чеболь от всех трёх или что-то пока оставит себе.

Еда

Первой «жертвой» ожидают увидеть бортовое питание. Когда (и если) Korean Air вернётся к нормальному функционированию, новая компания будет иметь стабильный рынок сбыта. Кроме того, выделить из общего бизнеса это подразделение относительно легко.

Читайте также:  Jetstar

Пример на корейском рынке есть. Чеболь Kumho Asiana Group, контролирующий вторую по величине авиакомпанию страны Asiana Airlines (OZ), в 2003 году создал совместное предприятие по производству и поставкам бортового питания (доли 80:20) с немецкой Lufthansa Group. Когда через пятнадцать лет, в 2018 году, контракт истёк и немцы не захотели его продлевать, в предприятие, тогда уже названное Gate Gourmet Korea, пригласили нового партнёра — китайскую HNA Group (доли 60:40).

Мили

Система лояльности, выделенная в отдельный бизнес, сложнее. Однако и перспектив у него больше, а привязка к успехам авиакомпании — меньше.

Skypass (так она сейчас называется) может расширять круг партнёров и продавать мили за наличные. Программа уже сейчас весьма велика: накопленные обязательства по ней на конец 2019 года составляют 2,4 трлн вон.

Примеров продажи таких подразделений тоже очень много: к ним прибегают как перевозчики в предбанкротном состоянии (Alitalia, Jet Airways), так и те, у которых далеко не всё потеряно (Aeromexico, Air Canada, AirAsia Berhad).

Наиболее актуальный пример — Velocity австралийской Virgin Australia (VA). В декабре 2019 года тогда ещё довольно успешная авиакомпания выкупила остававшиеся ей неподконтрольными 35% акций программы у Affinity Equity Partners. По результатам сделки вся Velocity была оценена в 1,4 млрд долларов США (101,8 млрд рублей).

Korean Air обладает более развитой программой лояльности: Skypass предварительно оценивается выше австралийского аналога.

Ремонт

Наконец, в прошлом году Hanjin уже собирался продавать сервисное подразделение, заинтересованной стороной выступал чеболь Hanwha.

Клиентами предприятий Korean Air по техобслуживанию и ремонту — кроме самой авиакомпании — являются некоторые корейские лоукостеры.

KDB считает, что предоставленной им помощи — если ничего не изменится и не продастся — хватит до середины лета. В случае, если банк переведёт облигации в акции, он станет контролировать долю в 10,8% капитала перевозчика.